Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПОЛНОЕ СОБРАНIЕ

СОЧИHЕHIЙ

 

РУССКИХЪ АВТОРОВЪ.

 

СОЧИНЕНIЯ

 ДEРЖАВИНА.

 

ТОМЪ ПЕРВЫЙ.

 ИЗДАНIЕ ВТОРОЕ.

 

Изданіе Александра Смирдина.

 

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ

съ тѣмъ, чтобы по отпечатанiи представлено было въ Ценсурный Комитетъ узаконенное число экземпляровъ.

С.-п.-бургъ, 18 августа 1850.

Исправляющій должность Ценсора В. Лангеръ.

 

Цѣна за два тома два рубля серебромъ.

 

САНКТПЕТЕРБУРГЪ.

ВЪ ТИПОГРАФIИ ЯКОВА ТРЕЯ.

1851.

 

 

ХРИСТОСЪ.

_______

 

Никто же пріидетъ ко Отцу, токмо мною.

Іоан. гл. 1. 4. ст. 6.

 

О Сый (*), Котораго перомъ, 1

Ни бреннымъ зрѣніемъ, ни слухомъ, 2

Ниже витійства языкомъ

Не можно описать, — а духомъ 3

И вѣрой пламенной молить!

Твоею благодатью плѣнный,

Какъ бы на Небо восхищенный, 4

Тебя дерзаю я гласить. 5

 

Тебя. — Но кто же сущій Ты,

Что человѣкомъ чтимъ и Богомъ?

Лице — какъ солнца красоты! 6

Хитонъ — какъ снѣгъ во блескѣ многомъ!

Изъ ребръ нетлѣнныхъ — льется кровь! 7

Лучи — всю плоть просіяваютъ!

Небесный взоръ, уста дыхаютъ

Сладчайшимъ благовѣстьемъ словъ!

 

Кто Ты? — что къ намъ сходилъ съ небесъ

И паки въ нихъ вознесся въ славѣ, 8

Во вѣкъ живый и тамъ, и здѣсь,

Несмѣтныхъ Царствъ Своихъ въ державѣ, 9

Въ округѣ и срединѣ сѳеръ;

Хлѣбъ жизни и животъ струй вѣчныхъ; 10

Самъ Святъ, безгрѣшенъ, а всѣхъ грѣшныхъ

Единая къ спасенью дверь? 11

 

Кто Ты? — Кого изъ древнихъ лѣтъ

Сивиллы, Маги и Пророки 12

Приходъ предвозвѣстили въ свѣтъ;

Полкъ горнихъ силъ сквозь блескъ далекій 13

Дивился съ трепетомъ Кому,

Что Бога и Царя Небесна,

Безсмертна суща, безтѣлесна,

Сходяща видятъ смерти въ тьму?

 

Кто Ты? — въ Которомъ сквозь эѳиръ 14

Съ горы ниспадшій зрѣлся камень;

Кѣмъ міра сокрушенъ кумиръ;

Тотъ лѣпый юноша, что пламень 15

Внутрь пещи въ росу претворилъ,

И прежде, чѣмъ на свѣтъ явился,

Во тмѣ чудесъ преобразился,

И чаяньемъ языковъ былъ? 16

 

Кто Ты? — Котораго звѣзда 17

Часъ возвѣстила въ міръ явленья,

Казала путь, къ Кому ведя,

Царямъ, Волхвамъ для поклоненья;

Чей тронъ не въ златѣ средь порфиръ,

Но въ вертѣ (**), въ ясляхъ быль возвышенъ; 18

Надъ Кѣмъ ликъ Ангеловъ былъ слышенъ:

Сошелъ во человѣки миръ!

Кто Ты, вспять Іорданъ бѣжалъ 19

Кого омыть съ стремленьемъ шумнымъ,

Въ пустынѣ свѣтъ осіявалъ;

Глазъ Агнцемъ проповѣдалъ чуднымъ, 20

Могущимъ всѣхъ грѣхи подъять,

Таинственнымъ страша всѣхъ слухомъ,

Что не родясь водой и духомъ, 21

Небесъ не можно достигать?

 

Кто Ты, что отверзалъ слухъ, взоръ,

Глухимъ, слѣпымъ — прикосновеньемъ; 22

Кротилъ свирѣпость бурь и морь 23

Единымъ перста мановеньемъ?

И не Тебѣ ль былъ сонмъ духовъ 24

Послушнымъ, всякая стихія?

И гласъ не Твой ли изъ земныя

Взывалъ утробы мертвецовъ? 25

 

Не Ты ль, величественный Мужъ,

Во славѣ, въ блескѣ несказанномъ, 26

Между живыхъ и мертвыхъ душъ 27

На холмѣ зрѣлся лучезарномъ,

Какъ нѣкій дивный Властелинъ

И днешня и грядуща міра?

Надъ коимъ громъ гремѣлъ съ эмпира:

«Се Мой Возлюбленнѣйшій Сынъ!» 28

 

Какъ! Неба Сынъ Ты? — Ужасъ, мракъ

Мои всѣ пробѣгаютъ кости!

Ты Богъ? — Но Твой поруганъ зракъ

Отъ человѣческія злости!

Окровавленны красоты!

Съ злодѣями на древѣ крестномъ 29

Висишь въ томленьѣ скорбномъ, смертномъ,

Блѣднъ, бездыханенъ, мертвъ! — Кто жъ Ты?

 

Кто Ты? — и какъ изобразить

Твое величье и ничтожность,

Нетлѣнье съ тлѣньемъ согласить,

Слить съ невозможностью возможность?

Ты Богъ; — но Ты страдалъ отъ мукъ! 30

Ты человѣкъ; — но чуждъ былъ мести! 31

Ты смертенъ; — но истлилъ скиптръ смерти! 32

Ты вѣченъ; — но Твой издше духъ? 33

 

О тайнъ глубокихъ океанъ!

Пучина дивъ противоборныхъ,

Зачѣмъ сходилъ Ты съ звѣздныхъ странъ,

И жилъ въ селеніяхъ юдольныхъ?

Творецъ Ты — могъ все съ высоты;

Ты тварь — почто же трепетала 34

Вся твердь, какъ жизнь Твоя увяла?

Открой, открой Себя мнѣ Ты!

 

Открой Себя, открой — молюсь!

И се — гласъ слышу сердца въ дверяхъ:

«Доколь воплю, доколь толкусь 35

Воскреснуть въ хладныхъ маловѣрахъ?

О свѣта сынъ! о рабъ днесь тмы!

Свлеки съ себя покровъ твой бренной,

И мыслью, Вѣрой воскриленной

Мой промыслъ о себѣ вонми:

  

«Премудрость, Сила и Любовь,

Богъ духъ, въ трехъ свѣтахъ Свѣтъ ввѣкъ живый 36

Единствомъ тройчнымъ до вѣковъ,

Въ своемъ Совѣтѣ положивый

Свою въ тмѣ славу проявить,

Воззвать изъ безднъ созданье ново,

Послалъ единородно Слово, 37

И — словомъ тма вселенной бысть. 38

 

«Изобразилось естество,

Незримое всезримымъ стало,

И въ человѣкѣ Божество,

Какъ солнце въ морѣ, возсіяло!

Все покорилося ему, 39

Что благъ былъ, кротокъ, чистъ, незлобенъ

И, во зерцалѣ какъ, подобенъ

Творцу безсмертну своему. 40

 

«Нo поелику созданъ онъ 41

Съ свободною душей изъ персти,

То обаялъ мечтаній сонъ

Его и ухищренье лести: 42

Онъ, въ красоту свою влюбясь,

Возмнилъ быть Богъ — и возгордился,

Отъ Единицы отклонился,

И отблескъ въ немъ Ея погасъ.

 

«Погасъ, палъ въ тму вселенной Царь,

Нетлѣнье превратилось въ тлѣнье; 43

Ему совоздыхая, тварь 44

До днесь страстей своихъ въ бореньѣ —

Вѣкъ будетъ въ прѣ — не утолитъ

Доколь гнѣвъ Отчь, сей низкой долей, 45

Что волей палъ, и той же волей

Себя къ Нему не возвратитъ, —

 

«И плоти не отвергнетъ такъ, 46

Ничто чтобъ духъ не отягчало;

Но палъ какъ въ толь глубокій мракъ,

Что силъ его возстать не стало, 47

То тутъ Любовь, временъ въ исходъ, 48

Сошла смирить страстей злыхъ ревы:

Сый возсіялъ отъ чистой Дѣвы,

Какъ солнца лучъ отъ чистыхъ водъ!

 

«Имъ пробудилось Божество,

Уснувше чувствъ отъ обольщенья,

Духовно свѣта существо,

Какъ искра камня отъ біенья,

Вспрянуло, — и явился Богъ,

Въ плоти Его страданьемъ Слова:

На свѣтъ Имъ Трисвятый зрѣть снова

Адамъ сподобиться возмогъ.

 

«Адамъ бы, падши, не возсталъ,

Когда бъ въ Христѣ не воскресился, —

Не воскресясь, не возсіялъ, —

Не возсіявъ, не возродился

Въ блаженство первородно вновь.

Се, какъ смиреніемъ, терпѣньемъ,

Страданьемъ, скорбью, умерщвленьемъ

Возводитъ всѣхъ къ Себѣ Любовь!»

  

Такъ подлинно, безъ плоти духъ

Не могъ въ тлѣнъ пасть; безъ духа жъ силы

И плоть слаба духовъ втечь въ кругъ

Къ землѣ съ прикованными крылы:

То, по Совѣту Трисвяту,

Скудель въ санъ Серафимскъ возставить,

Безсмертьемъ смертнаго прославить

Предоставлялося Христу.

 

И Имъ со славой, съ торжествомъ

Явилась міру Божья сила:

Какъ, западъ, насъ златымъ лучомъ 49

Святая кровь Его покрыла,

И освѣтила благодать,

Давъ область въ чадъ Его вчиняться, 50

Младенцевъ смысломъ умудряться 51

И разумъ Вѣрѣ покорять.

 

Чтобы, надѣясь на Него,

Одну мы благость, милосердья

Могли искать себѣ того

Наслѣдна, прежня озаренья,

Имъ кое только можно зрѣть;

Святымъ внутрь Духомъ очищаясь,

Живясь, свѣтлѣясь, возвышаясь,

Любовью къ Божеству горѣть.

 

Се что есть Сый, что есть Христосъ,

Что Бого-человѣкъ, что Слово:

Онъ Самый Тотъ, Который взнесъ

Духовно и тѣлесно въ ново

Тѣмъ бытіе, что страждя Самъ,

Всѣмъ подалъ ясные примѣры, 52

Какъ силой доблести и Вѣры

Входить возможно къ Небесамъ!

 

Такъ! Онъ Единъ, никто другой

Слѣпца привесть не можетъ къ свѣту

Потерянному чувствъ стезей.

Лишь словомъ устъ Его согрѣту,

Внутрь скрыться могутъ очеса. —

Поитъ струей Онъ вѣчной жизни,

И сладость древнія отчизны

На землю сводитъ Небеса.

 

Онъ — сшедши Истина съ Небесъ,

Онъ — Добродѣтель воплощенна,

Отерша токи смертныхъ слезъ.

Въ лицѣ подобострастна тлѣна

Сходилъ Онъ къ смертну естеству, 53

Отъ узъ грѣховныхъ міръ избавить,

На прежней степени поставить

И уподобить Божеству.

 

Такъ безъ Него никто къ Отцу 54

Его приблизиться не можетъ;

Безъ Сына дверь наградъ къ вѣнцу

Таинственную не проторжетъ.

Живетъ въ Отцѣ, Отецъ же въ Немъ; 55

Безднъ, неба и земли посредникъ.

Ходатай, Вождь, всѣхъ благъ Наслѣдникъ 56

И Подвигоположникъ — Онъ.

  

Предвѣчной Правдѣ, Трисвятой,

Противно бъ было безконечно,

Чтобъ смертный за проступокъ свой

Предъ Вѣчнымъ не былъ виненъ вѣчно.

Кто жъ Бога удовлетворитъ?

Лишь Сынъ Его, изъ милосердья

Взявъ на Себя всѣхъ преступленья, 57

Возмогъ міръ миромъ примирить. 58

 

Се есть Христовыхъ цѣль заслугъ:

Да благость сблизитъ съ правосудьемъ,

Да воцаритъ надъ тѣломь духъ, —

И сихъ великихъ дѣлъ орудьемъ

Онъ пребылъ Самъ, что Самъ страдалъ.

Онъ могъ призвать въ защиту громы;

Но, волею на казнь ведомый,

Своей Онъ смертью смерть попралъ.

 

И чрезъ примѣръ явилъ сей Свой,

Что не мірскія наказанья

На лобномъ насъ мрачатъ хулой, 59

Равно и не коронъ сіянья

Богоподобными творятъ;

Но Правда, Вѣра, Добродѣтель

Ввѣкъ провозвѣстникъ и свидѣтель

И блескъ неложный Свѣта чадъ.

 

Се тако Іисусъ всѣхъ спасъ,

И познавъ Человѣко-Богомъ,

Что такъ ни чей покоить гласъ

И сладость въ насъ лишь въ бѣдствѣ строгомъ

Не силенъ, какъ Его единъ.

Бывъ выше всѣхъ, — училъ быть низшимъ, 60

Любить враговъ, и сердцемъ чистымъ 61

Молилъ за нихъ лишь Божій Сынъ.

 

Онъ Царь, Законодатель Тотъ,

Что устъ Своихъ однимъ глаголомъ

Ко благу общу всѣхъ ведетъ,

Равняетъ хижину съ Престоломъ:

«Просящему» — речетъ Онъ — «дай, 62

«Болящаго призри въ больницѣ,

«Печальнаго утѣшь въ темницѣ,

«Голодна, жадна напитай!»

 

Первосвященникъ Онъ, Пророкъ, 63

Кой вѣрющимъ въ Него любовью

Себя далъ вѣры ихъ въ залогъ,

Запечатлѣвъ завѣтъ Свой кровью; 64

И такъ его тѣмъ утвердилъ,

Что имъ обѣщанный, небесный

Въ языкахъ огненныхъ чудесный 65

Излилъ Свой Духъ и научилъ:

 

Былинки злобно не сломить; 66

Но быть всѣмъ кроткимъ, всѣмъ радушнымъ,

Лишь по себѣ другихъ судить, 67

И не чрезъ рать себѣ послушнымъ

Быть міру, но чрезъ рыбъ-ловцовъ 68

Простыхъ велѣлъ, — и Синагоги,

Ареопагъ, имъ палъ предъ ноги: 69

Се силенъ какъ законъ Христовъ!

  

Христосъ — весь Благость, весь Любовь,

Блескъ свойствамъ даже Трисвященнымъ;

Весь кругъ бы безъ Него міровъ 70

Неполнымъ былъ, несовершеннымъ.

Богъ Умъ — могъ все предначертать:

Богъ Мощь — все сздать; Любви жъ безъ Бога

Могли ль премудрость, сила строга

Горѣ къ себѣ сердца воззвать?

 

Такъ! Богъ и дивенъ и великъ

Намъ паче воплощеньемъ Сына

Могъ плоть и духъ создать Онъ въ мигъ;

Но связь сихъ крайностей едина

Всѣхъ удивительнѣй чудесъ!

Адамъ пусть волею палъ злою;

Но взнесся плотью Онъ святою

Въ Христѣ, превыше всѣхъ небесъ.

 

Отецъ, и Сынъ, и Духъ Святый,

Незримый Свѣтъ Тріѵпостасный;

Но въ плоти Сынъ, пріявъ черты,

Какъ человѣкъ подобострастный,

Открылъ Себя и научилъ

Чтить Бога истиной и духомъ. 71

Кумировъ свергъ Своимъ Онъ слухомъ,

Какъ силу ада сокрушилъ. 72

 

Христосъ — насъ Искупитель всѣхъ 73

Отъ первороднаго паденья;

Онъ — свѣтъ, тмой необъемлемъ ввѣкъ; 74

Но тмится внутрь сердецъ невѣрья, 75

Свѣтясь на лонѣ у Отца. 76

Христа нашедши, все находимъ, 77

Эдемъ, свой за собою водимъ,

И храмъ Его — святы сердца. 78

 

О, Всесвятый, Превѣчный, Сый!

Свѣтъ тихій Божескія славы!

Пролей Свои, Христе! красы

На духъ, на сердце и на нравы,

И жить во мнѣ не преставай;

А ежели и уклонюся

Съ очей Твоихъ, и затемнюся, —

Въ слезахъ моихъ вновь возсіяй! 79

 

Услышь меня, о Богъ любви?

Отецъ щедротъ и милосердья!

Не презрь преклоньшейся главы,

И сердца грѣшна дерзновенья! 80

Мнѣ моего не ставь въ вину,

Что изъяснить Тебя я тщился,

У ногъ Твоихъ коль умилился

Ты, зря съ мастикою жену. 81

_______

 

 

ПРИМѢЧАНІЯ

къ № V, на стран. 19 [1],

ПОДЪ НАЗВАНІЕМЪ ХРИСТОСЪ.

 

(1) Іоанна гл. 1, ст. 18. Сый въ лонѣ отчи.

(2) Тамъ же. Бога никто же видѣ, нигдѣ же.

(3) Къ Коринѳян. первое Послан. Павла гл. 12, ст. 3. Никто же можетъ рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ.

(4) Къ Коринѳян. второе Послан. гл. 12, ст. 2. Восхищена бывша до третіяго небесе.

(5) Послан. первое Іоан. Богосл. гл. 2, ст. 27. Помазанiе въ васъ пребываетъ, и оно учитъ вы о всемъ.

(6) Матѳ. гл. 18, ст. 2. Лице его яко солнце. — Марка Гл. 9, ст. 3. Ризы блестящи яко снѣгъ.

(7) Іоан. гл. 20, ст. 27. Принеси руку и вложи въ ребра моя.

(8) Iоан. гл. 4, ст. 13. Никто же взыде на небо, токмо сшедый съ небесе.

(9) Iоан. гл. 14, ст. 2. Въ дому Отца моего обитель многи суть.

(10) Iоан. гл. 6. ст. 51. Азъ есмь хлѣбъ животный. — Тамъ же гл. 7, ст. 37. Аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко мнѣ, и піетъ,

(11) Iоан. гл. 10, ст. 9. Азъ есмь дверь, мною аще кто внидетъ, спасется.

(12) Царица Никавля и она же Сивилла Савская, увидя въ Іерусалимѣ у Соломона негніюшее древо, на коемъ около тысячи лѣтъ распятъ Христосъ, въ изступленіи возгласила: Се древо, на немъ же Богъ облеченный плотію умретъ въ воскресеніе. — Также Эрнѳрейская, Куманская и прочія Сивиллы и Трисмегистъ въ Египтѣ предвѣшали о Христѣ. (См. Лактанція въ 4 кн.) — Магъ Сирійскій Валаамъ 4 книги числъ Моисея гл. 24, ст. 17, сказалъ: Возсіяетъ звѣзда отъ Іакова и возстанетъ человѣкъ отъ Израиля. — Пророкъ Аввак. гл. З. ст. 1. Господи, услышахъ слухъ твой и убояхся, и проч.

(13) Iоан. гл. 38, ст. 7. Возгласиша мя гласомъ веліимъ вcu Ангели мои.

(14) Даніилъ гл. 2, ст. З4. Отторжеся камень отъ горы безъ рукъ, и удари тѣло въ нозѣ желѣзны и скудельны, и истни ихъ до конца.

(15) Дан. гл. 3, ст. 92. И зракъ четвертый подобенъ Сыну Божію.

(16) Псалмъ 177, ст. 25 и 26. О Господи, поспѣши же, — Благословенъ грядый во имя Господне. — И прочіе Пророки предвѣщали о Мессіи или Помазанникѣ Божіемъ, Христѣ.

(17) Матѳ. гл. 2, ст. 2. Видѣхомъ бо звѣзду Его на восточѣ и пріидохомъ поклонитися Ему.

(18) Луки гл. 2, ст. 7. И положи Его въ яслѣхъ.

(19) Пс. 113. cт. 3. И тебѣ Іордане, яко возвратился ecu вспять.

(20) Iоан. гл. 1, ст. 29. Св. агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра.

(21) Iоан. гл. 3, ст. 5. Аще кто не родится водою и духомъ не можетъ вниди въ Царствіе Божіе.

(22) Iоан. гл. 9. ст. 6. Помаза очи бреніемъ слѣпому. — и Луки гл. 7, ст. 22. Слѣпіи прозираютъ, хроміи ходятъ, прокаженніи очищаются, глусіи слышатъ, мертвiи возстаютъ, нищіи благовѣствуютъ. О сихъ чудесахъ Іисуса доносилъ и Понтiйскій Пилатъ императору Тиверію.

(23) Матѳ. гл. 8, ст. 26. Тогда возставъ запрети вѣтромъ и морю, и бысть тишина велія.

(24) Матѳ. гл. 8, ст. 32. И рече (бѣсамъ): идите.

(25) Іоан. гл. 11, ст. 43. И воззва: Лазаре, гряди вонъ.

(26) Матѳ. гл. 17, ст. 1 и 2. И возведе ихъ на гору высоку едины и преобразися предъ нимъ.

(27) Тамъ же, ст. 2. Се явистася имъ Моисей и Илія, (изъ коихъ вторый по преданію Святыя Церкви живъ и донынѣ).

(28) Тамъ же, ст. 5. Гласъ изъ облака глаголя: сей есть Сынъ мой возлюбленный.

(29) Исаія гл. 53, ст. 12. И со беззаконными вмѣнися. — Матѳ. гл. 27, ст. 30. Тогда распяша съ нимъ два разбойника: единаго одесную, и единаго ошуюю.

(30) Матѳ. гл. 27, ст. 30. Пріяша трость, и біяху по главѣ его.

(31) Лука гл. 23, ст. 34. Отче, отпусти имъ: не видятъ бо, что творятъ.

(32) Ко Евреямъ послан. гл. 2, ст. 14. Да смертію упразднитъ имущаго державу смерти.

(33) Луки гл. 23, ст. 46. И сiя рекъ издше.

(34)Матѳ. гл. 27, ст. 51 и 52. И земля потресеся, и каменіе распадеся. — По описаніямъ путешественниковъ, и нынѣ видима разсѣлина въ каменной горѣ Голгонѳѣ.

(35) Апокалипсисъ гл. 3, ст. 20. Се стою при дверехъ и толку.

(36) Іоан. и. 4, ст. 24. ,Духъ есть Богъ. — И его же первое послан. гл.1, ст. 5. Богъ свѣтъ есть.

(37) Іоан. гл. 1, ст. 14. И слова плоть бысть.

(38) Бытія кн. 1, гл. 1. ст. 3. И рече Богъ: да будетъ свѣтъ, и бысть свѣтъ.

(39) Ко Евр. гл. 2, ст. 8. Вся покорилъ вcu подъ нозѣ его.

(40) Бытія гл. 1, ст. 26. И рече Богъ: сотворимъ человѣка по образу нашему и по подобію.

(41) Бытiя гл. 2, ст. 7. И созда Богъ человѣка, треть вземъ отъ земли, и вдуну въ лице ею дыханіе жизни.

(42) Тамъ же, гл. 3, ст. 5. И рече змій: и будетѣ яко Бози.

(43) Тамъ же, ст. 20. Яко земля ecu, и въ землю отъидеши.

(44) Къ Римлян. гл. 8, ст. 22. Вѣмы бо, яко вся тварь съ нами совоздыхаетъ.

(45) Къ Колоссаямъ гл. 1, ст. 20. И тѣмъ примирити всяческая къ себѣ.

(46) Послан, второе къ Корицѳ. гл. 5, ст. 4. Воздыхаемъ, да пожерто будетъ мертвенное животомъ. — И къ Колоссаямъ гл. 3, ст. 5. Умертвите уды ваша яже на земли.

(47) Послан. второе къ Корицѳ, гл. 12, ст. 9. Сила бо моя въ немощи совершается.

(48) Къ Галат, гл. 4, ст. 4 Егда же пріиде кончина лѣта, посла Богъ Сына своего единороднаго.

(49) Вечерняя пѣснь Св. Софронія, Патріарха Iерусалимскаго: Пришедше но западъ солнца, видѣвше свѣтъ вечерній.

(50) Іоан. гл. 1, ст. 12. Даде имъ область чадомъ Божiимъ быти.

(51) Матѳ. гл. 11, ст. 25. Яко утаилъ вcu сія отъ премудрыхъ и разумныхъ, и открылъ вси та младенцамъ.

(52) Ко Евреямъ гл. 12, ст. 2. Взирающіе на начальника вѣры и совершителя Іисуса.

(53) Первое послан. къ Тимоѳ. гл. 3. ст. 16. Богъ явися во плоти.

(54) Іоан. гл. 14, ст. 6. Никто же пріидетъ къ Отцу, токмо мною.

(55) Тамъ же, ст. 10. Яко Азъ во Отцѣи Отецъ во мнѣ.

(56) Ко Евр. гл. 8, ст. 6. И лучшаго завѣта есть ходатай.

(57) Исаія гл. 53, ст. 11. И грѣхи ихъ той понесетъ.

(58) Къ Колоссаямъ гл. 1, от. 20. И тѣмъ примирити всяческая къ себѣ.

(59) Къ Галат. гл. 6, ст. 7. Богъ поругаемъ не бываетъ.

(60) Матѳ. гл. 11, ст. 29. Научитеся отъ мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ.

(61) Матѳ. гл. 5, ст. 44. Любите враги ваша.

(62) Матѳ. гл. 25, ст. 35 и 36. Взалкахся бо, и даете ми ясти и проч.

(63) Ко Евр. гл. 5, ст. 10. Нареченъ отъ Бога Первосвященникъ, по чину Мелхиседекову.

(64) Къ Евр. гл. 7, ст. 27. Единою (жертвою) себе принесъ.

(65) Дѣян. Апост. гл. 2, ст. 3. И явишася имъ раздѣлени языцы яко огненни.

(66) Исаія гл. 42, ст. 3. Трости сокрушены не сотретъ.

(67) Къ Римлян. гл. 2, ст. 1. Имже бо чудомъ судиши друга, себе осуждаеши.

(68) Матѳ. гл. 4, ст. 19. Грядита по мнѣ, и сотворю вы ловца человѣкомъ.

(69) Дѣян. Апост. гл. 17, ст. 22. Ставъ же Павелъ посредѣ Ареопага. — Тамъ же, гл. 18, ст. 4. Стязашеся же на сонмищахъ (или въ синагогахъ).

(70) Іоан. гл. 1. ст. 3. Вся тѣмъ быша: и безъ него ни что же бысть, еже бысть. — Къ Ефес. гл. 4, ст. 10. Сшедый и восшедый превыше всѣхъ небесъ, да исполнитъ всяческая. — Къ Колосс, гл. 1, ст. 18. Яко да будетъ во всѣхъ той первенствуя.

(71) Іоан. гл. 4, ст. 23 и 24. Егда истинніи поклонницы поклонятся Отцу духомъ и истиною.

(72) Исаiя гл. 11, ст. 4. И духомъ устенъ убіетъ нечестиваго.

(73) Къ Галат. гл. 3, ст. 13. Христосъ искупилъ насъ отъ клятвы законныя.

(74) Iоан. гл. 1, ст. 5. Свѣтъ во тмѣ свѣтится, и тма его не объятъ.

(75) Второе послан. къ Коринѳ. гл. 4, ст. 3. Благовѣствованіе наше въ гибнувшихъ есть покровено.

(76) Іоан. гл. 1, ст. 18. Единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи.

(77) Матѳ. гл. 6, ст. 33. Ищите прежде Царствія Божія и правды его, и сія вся приложатся вамъ.

(78) Послан. второе къ Коринѳ. гл. 6, ст. 16. Вы есте церкви Божи жива.

(79) Пс. 6. Слезами моими постелю оточу.

(80) Послан. второе Павла къ Тим. гл. 3, ст. 16. Всяко писанье богодухновенно и полезно есть къ ученію.

(81) Матѳ. гл. 26, ст. 7. Приступи къ нему жена сткляницу мiра имущи многоцѣннаго.



* Всегда, вездѣ пребывающiй.

** Въ вертепѣ.

[1] Номеръ страницы въ источникѣ. – Примѣчаніе издателя.

 

 

Загрузить текстъ произведенія въ форматѣ pdf: Загрузить безплатно.

Наша книжная полка въ Интернетъ-магазинѣ ОЗОН, 

въ Яндексъ-Маркетѣ, а также въ Мега-​Маркетѣ​ (здѣсь и здѣсь).