Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


 

 

Дорогіе Друзья! Просимъ васъ поддержать нашъ проектъ!

Милости просимъ посѣтить наши группы въ соцсетяхъ!

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ

 СОЧИНЕНІЙ

 РУССКИХЪ АВТОРОВЪ.

 

Печатать позволяется,

съ тѣмъ, чтобы по отпечатаніи представлено было въ Ценсурный Комитетъ узаконенное число экземпляровъ. С. Петербургъ, 7-го Іюля 1847 года.

 

Ценсоръ А. Крыловъ.

 

СОЧИНЕНІЯ

 КАРАМЗИНА

 

ТОМЪ ТРЕТІЙ.

  

Изданіе Александра Смирдина.

 САНКТПЕТЕРБУРГЪ.

Въ типографіи Карла Крайя.

1848.

 

 

МАРѲА ПОСАДНИЦА,

 ИЛИ

 ПОКОРЕНІЕ НОВАГОРОДА.

 

(историческая повѣсть).

 

Вотъ одинъ изъ самыхъ важнѣйшихъ случаевъ Россійской Исторіи! говорить Издатель сей повѣсти. Мудрый Іоаннъ долженъ былъ для славы и силы отечества присоединить область Новогородскую къ своей Державѣ: хвала ему! Однакожъ сопротивленіе Новогородцевъ не есть бунтъ какихъ нибудь Якобинцевъ; они сражались за древніе свои уставы и права, данныя имъ отчасти самими Великими Князьями, на примѣръ, Ярославомъ, утвердителемъ ихъ вольности. Они поступили только безразсудно: имъ должно было предвидѣть, что сопротивленіе обратится въ гибель Новугороду, и благоразуміе требовало отъ нихъ добровольной жертвы.

Въ нашихъ лѣтописяхъ мало подробностей сего великаго происшествія; но случай доставилъ мнѣ въ руки старинный манускриптъ, который сообщаю здѣсь любителямъ Исторіи и — сказокъ, исправивъ только слогъ его, темный и невразумительный. Думаю, что это писано однимъ изъ знатныхъ Новогородцевъ, переселенныхъ Великимъ Княземъ Іоанномъ Васильевичемъ въ другіе города. Всѣ главныя происшествія согласны съ Исторіею. И лѣтописи и старинныя пѣсни отдаютъ справедливость великому уму Марѳы Борецкой, сей чудной женщины, которая умѣла овладѣть народомъ и хотѣла (весьма не кстати!) быть Катономъ своей Республики.

Кажется, что старинный Авторъ сей повѣсти даже и въ душѣ своей не винилъ Іоанна. Это дѣлаетъ честь его справедливости, хотя при описаніи нѣкоторыхъ случаевъ кровь Новогородская явно играетъ въ немъ. Тайное побужденіе, данное имъ Фанатизму Марѳы, доказываетъ, что онъ видѣлъ въ ней только страстную, пылкую, умную, а не великую и не добродѣтельную женщину.

  

КНИГА ПЕРВАЯ.

 

Раздался звукъ Вѣчеваго колокола, и вздрогнули сердца въ Новѣгородѣ. Отцы семействъ вырываются изъ объятій супругъ и дѣтей, чтобы спѣшить, куда зоветъ ихъ отечество. Недоумѣніе, любопытство, страхъ и надежда влекутъ гражданъ шумными толпами на великую площадь. Всѣ спрашиваютъ: никто не отвѣтствуетъ.... Тамъ, противъ древняго дому Ярославова, уже собралися Посадники съ золотыми на груди медалями, Тысячскіе съ высокими жезлами, Бояре, Люди Житые со знаменами и Старосты всѣхъ пяти Концовъ Новогородскихъ съ серебряными сѣкирами. Но еще не видно никого на мѣстѣ лобномъ или Вадимовомъ (гдѣ возвышался мраморный образъ сего Витязя). Народъ крикомъ своимъ заглушаетъ звонъ колокола, и требуетъ открытія Вѣча. Іосифъ Дѣлинскій, именитый гражданинъ, бывшій семь разъ Степеннымъ Посадникомъ — и всякой разъ съ новыми услугами отечеству, съ новою честію для своего имени — всходить на желѣзныя ступени, открываетъ сѣдую, почтенную свою голову, смиренно кланяется народу и говоритъ ему, что Князь Московскій прислалъ въ Великій Новгородъ своего Боярина, который желаетъ всенародно объявить его требованія.... Посадникъ сходитъ — и Бояринъ Іоанновъ является на Вадимовомъ мѣстѣ, съ видомъ гордымъ, препоясанный мечемъ, и въ латахъ. То былъ Воевода, Князь Холмскій, мужъ благоразумный и твердый — правая рука Іоаннова въ предпріятіяхъ воинскихъ, око его въ дѣлахъ государственныхъ — храбрый въ битвахъ, велерѣчивый въ Совѣтѣ. Всѣ безмолвствуютъ. Бояринъ хочетъ говорить.... но юные, надменные Новогородцы восклицаютъ: смирись предъ великимъ народомъ! Онъ медлитъ — тысячи голосовъ повторяютъ: смирись предъ великимъ народомъ! Бояринъ снимаетъ шлемъ съ головы своей — шумъ умолкаетъ.

«Граждане Новогородскіе! Вѣщаетъ онъ: Князь «Московскій и всея Россіи говоритъ съ вами — «внимайте!

«Народы дикіе любятъ независимость, народы мудрые любятъ порядокъ: а нѣтъ порядка безъ власти самодержавной. Ваши предки хотѣли править сами собою и были жертвою лютыхъ cocѣдовъ или еще лютѣйшихъ внутреннихъ междоусобій. Старецъ добродѣтельный, стоя на Прагѣ вѣчности, заклиналъ ихъ избрать Владѣтеля. Они повѣрили ему: ибо человѣкъ при дверяхъ гроба можетъ говорить только истину.

«Граждане Новогородскіе! въ стѣнахъ вашихъ родилось, утвердилось, прославилось самодержавіе земли Русской. Здѣсь великодушный Рюрикъ творилъ судъ и правду; на семъ мѣстѣ древніе Новогородцы любызали ноги своего отца и Князя, который примирилъ внутренніе раздоры, успокоилъ и возвеличилъ городъ ихъ. На семъ мѣстѣ они проклинали гибельную вольность и благословляли спасительную власть Единаго. Прежде ужасные только для самихъ себя и нещастные въ глазахъ сосѣдокъ, Новогородцы подъ державною рукою Варяжскаго Героя сдѣлались ужасомъ и завистію другихъ народовъ; и когда Олегъ храбрый двинулся съ воинствомъ къ предѣламъ юга, всѣ племена Славянскія покорялись ему съ радостію, и предки ваши, товарищи его славы, едва вѣрили своему величію.

 

Полный текстъ произведенія въ форматѣ pdf: Купить за 20 рублей